АВТОВАЗ по традиции одним из первых подвел итоги прошедшего года. Если весь российский рынок в 2021-м вырос примерно на 5%, до 1,68 млн новых машин (включая легкие коммерческие автомобили), то продажи Лады выросли только на 2%: по официальным данным, в России реализовано 350714 машин против 343512 штук в 2020-м.
Отставание от общей динамики обернулось первым за последние семь лет сокращением доли рынка: на Лады пришлось 20,9% спроса вместо 21,5% годом ранее. Зато в минувшем году сразу на 18% выросли корпоративные продажи: 107567 машин, то есть почти треть от общего объема. Причем в компании уверяют, что госзакупки были в меньшинстве, хотя их доля не приведена. Торговая сеть Лады сейчас включает 304 дилерских центра, из них семь открыто в 2021 году.
Если в предыдущие два года бестселлером была Гранта, то в 2021-м самой продаваемой оказалась более дорогая Веста. Но дело, увы, не в предпочтениях покупателей. Производство Гранты во втором полугодии часто и надолго останавливалось из-за нехватки блоков АБС (виноват пресловутый дефицит чипов), поэтому машин на всех не хватало. С Вестой такой проблемы не было, и в итоге она разошлась рекордным для себя тиражом 113698 экземпляров (на 6% больше, чем в 2020-м). К слову, это 6,8% от объема всего российского рынка. Интересно, что 48% машин продано с кузовом универсал. Метановых седанов реализовано лишь 2919 штук, но это сразу на 65% больше, чем годом ранее.
Лада Гранта в прошлом году разошлась тиражом 111430 экземпляров (спад на 12%). На третьем месте — Лада Ларгус с показателем 50114 машин (рост на 2,5%), включая 10573 фургона. Нивы разных поколений пользуются примерно равным спросом: за год продано 25827 классических вездеходов Лада Нива Legend (спад на 11%) и 25415 автомобилей Нива Travel (рост на 28%). Но в этом году из гаммы будет исключена пятидверная Нива Legend. Наконец, Лада XRAY разошлась тиражом 22107 штук (рост на 15%).
В 2021 году АВТОВАЗ продал 12696 коммерческих автомобилей: по оценке самой компании, это аж 87% от всего сегмента компактных коммерческих машин. Помимо уже упомянутого Ларгуса-фургона, сюда вошли полурамные грузовички на базе Гранты (1782 штуки) и Нивы Legend (341 экземпляр).
Обнародована и статистика экспорта. За пределами России Лада сейчас официально представлена в 17 странах (там работают 80 дилеров), и это не только государства бывшего СССР, но также Монголия, Босния и Герцеговина, Египет, Иордания и Боливия. Общий объем продаж вырос на 9,4%, до 35,8 тысячи машин. Причем в Казахстане и Узбекистане ведется локальная сборка Лад. Интересные факты: Лада Веста стала абсолютным бестселлером в Белоруссии, Нива Legend — в Азербайджане, а в далекую Боливию за год отгружено 610 машин.
В 2022 году менеджеры АВТОВАЗа ожидают небольшого увеличения российского рынка до 1,75 млн новых машин и сохранения доли Лады на нынешнем уровне.
Станьте первым!